Введение
В жизни практически каждого Оператора связи, рано или поздно, возникает необходимость установки на своей системе связи решения СОРМ, и, в частности, СОРМ-3.

Мы надеемся, что данный материал облегчит эту задачу для руководителя предприятия и инженера, которые первый раз вступают на этот тернистый путь.

В конце статьи мы покажем как СОРМ из сугубо расходной статьи, можно превратить в выгоду для своего предприятия.
Этапы
Внедрение решения СОРМ-3 любого вендора проходит несколько этапов. В любом случае мы рекомендуем начать с предварительного анализа "масштаба бедствия" и сформировать некий документ, в котором вы опишете, пусть даже и в произвольной форме, источники данных, информационные потоки и прочие важные моменты.
Структура данных
Первым этапом разработка рабочего решения мы советуем определиться с тем, где, в какой форме хранятся интересующие вас данные.

Дальше нужно определить методы доступа к этим данным, их периодичность, учётные записи и т.д.
Вспомогательные справочники
Перед тем как начать заполнение рабочих справочников, необходимо заполнить вспомогательные справочники, которые описывают, к примеру коды завершения соединения, коды ДВО, типы документов, которые абонент может предьявить при заключении договора и многое другое.
Схема сети
После того, как вспомогательные справочники заполнены, самое время заняться заполнением рабочих справочников. Анализируя топологию вашей системы связи, необходимо описать коммутаторы, пучки соединительных линий и прочие компоненты.

На этом этапе имеет смысл заполнить справочники телефонной нумерации и IP нумерации, чтобы в дальнейшем проще было привязать ресурсы к абонентским договорам.
Договора
После того, как мы провели предварительную работу по заполнению справочников, можно приступить к заполнению справочников по договорам. Наиболее оптимальным вариантом является импорт данных из имеющейся у вас учётной системы, в которой хранятся данные по договорам. К примеру из биллинга или 1С.

Отдельно стоит упомянуть получение платежей из бухгалтерской части ваших информационных систем.
Валидация
Когда справочник абонентов заполнен первичными данными, самое время приступить к проверке правильности данных, которые мы попытались загрузить из наших информационных систем.

Для этого желательно произвести проверку действительности паспортов, соответствие данным вашей учётной системы и данным ЕГРЮЛ, проверку адресов установки оборудования на сответствие ФИАС (КЛАДР, ГАР)

Необходимо убедиться, что по всем договорам имеются данные (номера телефонов, IP адреса или другие), которые вы, как оператор, используете для предоставления услуг связи и идентификации абонентов.
Источники трафика
При заполнении справочников мы с вами исходим из того, что весь трафик, который контролируется съёмниками, установленными на нашей системе связи должен быть так или иначе идентифицирован. Для этого, из схемы включения съёмников мы должны понять что именно "видят" съёмники.

Необходимо определить какие именно ANI (АОНы) и какие IP адреса будут видны на съёмниках и, исходя из этого выбрать точки получения CDR записей или netflow.
Синхронизация
Если мы считаем, что наши данные полны и достоверны, самое время приступить к синхронизации наших справочников с реальным трафиком имеющимся в нашей системе связи.

Для этого необходимо сверить данные, поступающие в ваши информационные системы от оборудования (например CDR или netflow) с содержимым справочников. Если все ресурсы находят отражение в содержимом справочников - можно приступать к внутренним испытаниям.
Внутренние испытания
На этапе внутренних испытаний инженеры разработчика решения СОРМ проверяют корректность заполнения справочников с синтаксической точки зрения и сверяют реальный трафик, который они видят на съёмниках, с тем как вы описали его в справочниках.

Достоверность справочников разработчиками СОРМ не проверяется, так как ответственность за достовернось и правильность данных лежит целиком и полностью на Операторе связи.

По сути, при внутренних испытаниях выполняется проверка соблюдения формальных требований к заполнению справочников и их соответствие реальному трафику.

Если мы уверены в том, что все справочники заполнены достоверными даннымипосле прохождения внутренних испытаний мы можем приступать к завершающему этапу. А именно к приёмо-сдаточным испытаниям.
Приёмо-сдаточные испытания
На этапе приёмо-сдаточных испытаний, специалисты силовых ведомств проверяют содержимое справочников "по существу". Формальный контроль проводился на этапе внутренних испытаний, поэтому на этапе ПСИ происходит анализ ваших справочников на предмет полноты и достоверности.

Если вашего куратора всё устраивает, вы получите заветный доумент о том, что по СОРМ к вам претензий нет. Пока нет.
Эксплуатация
После того, как радость от того, что мы наконец - то успешно прошли приёмо - сдаточные испытания пройдёт, наступят серые будни эксплуатации решения.

Все изменения абонентских договоров, платежи, новые договора, изменения топологии сети, появления новых IP адресов или номеров телефонов в обязательном порядке должны быть выгружены в СОРМ.

Платежи, CDR записи и многое другое, оператор обязан своевременно доставлять в систему СОРМ-3.

Скорее всего, вам потребуется внести дополнение в должностную инструкцию кого-то из ваших сотрудников, по которой эта часть работы будет закреплена за ним.
Выгода
Для того, чтобы скрасить мрачную картину, описанную несколько выше, мы предлагаем рассмотреть ситуацию несколько иначе, под другим углом зрения.

Почти у каждого Оператора связи есть какой - нибудь биллинг, с помощью которого руководство предприятия получает информацию для принятия решений. Это у каждого давно и успешно работает.

СОРМ является точкой консолидации, по сути, всех информационных потоков Оператора связи. Если вы попытаетесь проанализировать данные, которые вы сами отдаёте в СОРМ, вы можете получить "запасную" точку зрения на то, как работает ваше предприятие.

Если данные, предоставляемые вам биллингом, совпадают с данными, которые вы отдаёте в СОРМ - прекрасно. Значит всё хорошо. Если они разнятся - это повод задуматься...

Вы можете извлечь пользу из того, что вас "заставили" внедрять СОРМ. Эта статья расходов может принести вашему предприятию пользу, о которой вы, может быть, пока и не задумывались...

Контролируйте то, что контролирует вас ...