Одной из основных задач любого государства является обеспечение безопасности как самого государства, так и его граждан. Одним из инструментов, с помощью которого силовые ведомства любого государства решают эту задачу, является выборочный контроль связи (как голосовой, так и интернет-сообщений). В России такой контроль выполняется с помощью оборудования, имеющего общее название СОРМ (система оперативно-розыскных мероприятий). Эта аббревиатура вошла в нашу жизнь уже давно. Разработка СОРМ была начата ещё в СССР в 80-х годах прошлого века. За прошедшие десятилетия оборудование СОРМ пережило несколько коренных изменений, что отразилось в аббревиатурах СОРМ-1, СОРМ-2, СОРМ-3, СОРМ-4 (закон Яровой).

Подобные системы есть и в других странах. В Европе это, к примеру Lawful Interception (LI), сертифицированная ETSI. В США используется аналогичная по назначению система CALEA (Communications Assistance for Law Enforcement Act). Также заслуживает упоминания, ставшая широко известной после событий 2013 года, американская система глобальной слежки PRISM. Существуют и другие аналогичные системы, используемые спецслужбами многих стран. Между этими системами существуют довольно сильные различия, как технические, так и юридические, но их объединяет общая задача - обеспечение технической возможности контроля связи (в широком смысле этого слова) со стороны силовых ведомств.

Законодатели разных стран внимательно следят за тем, что происходит у соседей и принимают Законодательные акты, которые регулируют взаимоотношения силовых структур и операторов, предоставляющих услуги связи населению и юридическим лицам. Основой посыл законотворчества – обязать операторов связи предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач.

В связи с развитием технологий связи, требования Законодателя изменяются в сторону усложнения СОРМ и взаимодействия операторов с ними. Не так давно мы даже и представить не могли, что весь трафик, без ограничений, будет записываться, а потом просматриваться или прослушиваться. В том числе автоматизированными системами. А сейчас вступил в силу "пакет Яровой" и эта техническая возможность стала реальным инструментов в руках специалистов спецслужб.

В обществе существуют разные точки зрения по поводу целесообразности использования данных систем, законности их применения, а также соблюдения прав граждан. Некоторые граждане активно выступают против использования систем, аналогичных СОРМ. Хорошо известный пример - Эдвард Сноуден, который  в июне 2013 года разгласил секретные сведения по проекту PRISM и покинул США.

Мы не будем обсуждать морально - этические стороны внедрения систем контроля со стороны государственных органов. Мы исходим из того, что если в той или иной стране приняты соответствующие законы, всё, что происходит в соответствии с этими законами - законно с юридической точки зрения. Граждане и юридические лица любой страны обязаны соблюдать действующее Законодательство своей страны.

С учётом геополитической обстановки, жёсткость и неотвратимость требований по СОРМ возрастает, сообразно усложнению задач, стоящих перед специалистами, защищающими государственные интересы.
Вернуться ...